I. Анализ учебной работы в МКОУ «Тухчарская СОШ» в 20192020учебном году и задачи на 2020 -2021учебный год 1.Информационная справка о школе Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тухчарская средняя общеобразовательная школа» ведёт образовательную деятельность в соответствии с лицензией, выданной «22» августа 2014 г. рег. № 7711 серия 05Л01 № 0002067. Количественный состав учащихся: на начало года - 253 на конец 247 человек. Классов – 15. ГКП – 31 воспитанников. 181 учащихся занимаются в 1-ю смену, 72 в 2-ю смену. Динамика численности школьников и движение учащихся: Годы 2017-2018 2018- 2019 Кол-во уч-ся на начало года 238 255 Кол-во уч-ся на конец года 237 250 Прибыли 9 Выбыл 10 1 6 253 247 2 8 2019-2020 Педагогический коллектив старается сохранять контингент учащихся, не допуская выбытия без уважительных причин. Основной причиной выбытия из школы является перемена места жительства родителей. В течение последних 3 лет количество учащихся продолжающий учебу в 10 классе стало уменьшаться и проблема охвата учебой тех, кто не устроился на учебу стала острее. Проведена работа по охвату учебой тех выпускников, которые не поступили в профессиональные учебные учреждения. Организация образовательного процесса. Образовательный процесс организуется с учетом требований о максимально допустимой нагрузки обучающихся. Расписание уроков составлено в соответствии с нормативами СанПиНа. Занятия организуются по шести дневной учебной неделе, в 2 смены, 1- класс занимался 5 дней. Продолжительность урока 45 минут, начало урока 1 смена в 8:00 – 13:20, перемены по 5-10 минут. 2 смена в 12:00 – 17:00, перемены по 5- 10минут. Организационно-педагогические условия образовательного процесса. Учебный план (структура и направленность). Учебный план 1 - 11х классов школы составлен в соответствии действующими Санитарноэпидемиологические правилами и нормативами. Основой для разработки Учебного плана на 2019-2020 учебный год являются следующие нормативные документы: Закон РФ «Об образовании» Типовое положением об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации Устав МКОУ «Тухчарская СОШ» Нормативными документами органов управления образованием Примерный учебный базисный план Дагминобр на 2019-2020 учебный год Локальные акты школы. Учебный план школы соответствовал основным требованиям республиканского базисного учебного плана №2. Строго соблюдается соотношение между федеральным и региональным компонентами образования. Уровень недельной учебной нагрузки не превышал предельно допустимого. Содержание работы соответствует требованиям программы. Федеральные и региональные компоненты реализованы. По итогам года учебные программы на всех ступенях обучения по предметам в основном выполнены. Сведения о кадрах образовательного учреждения. В 2018-2019 уч. году образовательный процесс осуществляют 29 педагогов. Качественный состав педагогического коллектива. Высшее профессиональное образование имеют 17 из 29 – человек, это – 58,6% Среднее спец.имеют 12 чел. Из них 2 продолжает учебу в высшем уч. заведении Высшую квалификационную категорию имеют 2 человек. 1.Сулейманова З.Я. 2.ЭфендиеваМ.Р. Первую квалификационную категорию имеют 4 человек. 1.Сайтыханова З.А.-директор школы 2.Дибирова Э.Р.-завуч 3.Джамуева У.Г.-учитель родного языка 4.Айдаева Ж.А.-учитель математики Курсы повышения квалификации прошли :все учителя с2017 – 2018г.А в 2019-2020 г.прошли курсы следующие учителя: 1.Сайтыханова З.А.-родной язык 2.Багирчаева Р.М.-нач.классы 3.Багирчаев А.Г.--физика Переподготовку прошла: 1.Сайтыханова З.А..- менеджмент 2.Дибирова Э.Р.-менеджмент В коллективе работают 1 почетный работник общего образования, Преподавателей мужчин – 3человек. Если анализировать возрастной состав, коллектив относительно средневозрастной. В возрасте до 35 лет работает 9 чел. сотрудников, от 35 до 55 лет – 17чел., работающих пенсионеров12 человек. Материально-техническая база Материально-техническую базу школы, необходимую для осуществления образовательного и воспитательного процесса, в 2019-2020 учебном году, составляли 15 учебных кабинетов, и библиотека. Ни одной интерактивной доски в школе нет. Оборудованных всем необходимым содержанием кабинетов нет.. 50% учителей активно применяли ИКТ(ноутбуки) в образовательном процессе. Наблюдается острая нехватка спортивного инвентаря. В начальных классах уроки физкультуры в лучшем случае проходят во дворе школы. 2.Анализ методической работы за учебный год. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2019-2020 учебном году была продолжена работа над методической темой школы:“Личностноориентированный подход в обучении и воспитании учащихся”. Цель: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства. В соответствии с этим были поставлены следующие задачи: -разработать основные показатели качества -продолжить освоение и внедрение новых технологий обучения -повысить качество образования через обновление содержания -максимально развивать личность ребенка в условиях создания ситуации коллективного успеха -обновить материально-техническую базу школы. Педсовет Высшей формой коллективной методической работы является педсовет. В соответствии с планом были проведены проблемные, тематические педсоветы проанализирована работа по четвертям и полугодиям учебного года. Методический совет школы В соответствии с планами методической работы и внутреннего контроля регулярно работал методический совет школы. В учебном году проведены 4 заседания МС (руководитель Дибирова Э.Р..), 3 методических семинаров (председатель ДибироваЭ.Р.). 1)Методические семинары В ноябре в школе прошел методический семинар на тему «Адаптация учащихся 1-х и 5-х кл.к новым условиям обучения и воспитания» ( Зам дир. по УВР Дибирова Э.Р..) Результаты контроля процесса адаптации учащихся 1-х и 5-х классов к школе показали позитивную динамику сокращения адаптационного периода первоклассников, быстрое включение их в интенсивный процесс обучения, чему способствует внедрение ФГОС. В январе прошел методический семинар на тему «Формирование мотивации к учению» ( Зам дир. по УВР Дибирова Э.Р.) В марте прошел методический семинар на тему «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации» ( Зам дир. по УВР) Май. Творческие отчеты учителей по темам самообразования. Планы самообразования у всех учителей – предметников имеются, отчеты по полугодиям сдали все. 2) Заседания методического совета школы за 2019-2020 уч.год. Председатель: Дибирова Э.Р..- зам. дир. по УР. Члены света: 1.Сулейманова З.Я. -организатор 2.Мугадова Г.Ш..-руководитель МО нач.кл. 3.Сайтыханова З.В..- руководитель МО гуманитарного цикла. 4.Абдурахманова Х.З.-руководитель МО ЕМЦ. 5.Айдаева Ж.А.-руководитель МО классных руководителей. Сентябрь. Заседание 1.Планирование методической работы на новый учебный год. (Протокол прилагается) Октябрь. Заседание 2. Организация и проведение школьных и районных олимпиад. (Протокол прилагается) Январь. Заседание 3.Подготовка к ЕГЭ, ГИА. Анализ работы ШМО за 1 полугодие. (Протокол прилагается) Март. Заседание 4.Отчет руководителей ШМО о проведенных районных олимпиадах. Подготовка к экзаменам, результаты пробных ЕГЭ, ОГЭ. (Протокол прилагается) 3. Молодые специалисты за 2019-2020 уч. год В МКОУ «Тухчарская СОШ» - молодыми специалистом были: Умаров И. М.,Дебирова Д.И.-и Ильясова М.Х.. – с 02.12 .2019г В целом методическая работа методического совета в школе на современном этапе приобрела особую значимость. Совершенствованию методического мастерства способного компетентно заниматься осуществлением учебно-воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы обучения школьников способствовало проведение общешкольного методического дня и обсуждение на педагогических советах вопросов, связанных с обучением и воспитанием. Методические объединения предметников В 2019-2020 учебном году действовали следующие методические объединения: ШМО ЕМЦ– руководитель Абдурахманова Х.З.. ШМО учителей начальной школы - руководитель Мугадова Г.Ш. ШМО-гуманитарного цикла– руководитель Сайтыханова З.В. ШМО классных руководителей - руководитель Айдаева Ж.А. ШМО работали над определенной темой, тесно связанной с методической темой школы. Руководители ШМО своевременно по графику проводили заседания . На заседаниях МО рассматривались вопросы целесообразности и эффективности методов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования, рассматривались вопросы, связанные с повышением качества знаний, состоянием преподавания предметов, преподаваемых в школе. Заседания МО проходили в форме дискуссий, «анализа конкретных ситуаций». Следует признать план работы МО данных предметников на 2019-2020учебный год реализованным, задачи года выполненными. Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году: Организовать работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми; Продолжить процесс самообразования; Активизировать использование инновационных технологий; Работать над пополнением методической «копилки» школы; Повышать качество знаний обучающихся. Предметные декады Предметные декады В 2019-2020 уч.году были проведены по графику 5 декад: физ-ра с 17 сентября по 27 октября 2019 г, родной язык и литература с 15 октября по 25 октября, биология и химия с 19ноября по29 ноября 2019 г, англ.яз. с 09.12. по 19.12.2019г., математика Все мероприятия прошли на удовлетворительном уровне. Основная цель предметной недели активизация познавательного процесса, соревновательность в знаниях по предмету. Выводы:Мало учащихся принимают участие в мероприятиях, нет охвата учащихся. На всех мероприятиях участвуют одни и те же учащиеся. Болельщиков нет. Что говорить о детях, учителя сами не посещают мероприятия своих коллег. Учащиеся приходят на мероприятия лишь бы поучаствовать, не готовятся дополнительно, не читают дополнительный материал. Участники мероприятий проявляют слабые навыки самостоятельной работы. Единицы могут раскрыться и реализовать свои творческие возможности. Работа по самообразованию педагогов школы проходит через: -изучение новинок психолого-педагогической литературы - участие в работе школьных методических объединений, методического совета, педагогического совета, семинаров - открытые уроки - взаимопосещение уроков Итоги успеваемости и качества знаний за 1 четверть 2019/2020учебного года МКОУ «Тухчарская СОШ» Классы Количество учащихся 2-9 207 Отлич ники 27 Хорошисты 42 Не успевают - Успевае Качество мость знаний 100% 33.3% Итоги успеваемости и качества знаний за 2 четверть 2019/2020учебного года МКОУ «ТухчарскаяСОШ» Классы Количество учащихся 2-11 219 Отлич ники 31 Хорошисты 49 Не успевают - Успевае мость Качес тво Знаний 100% 36,53% Итоги успеваемости и качества знаний за 3 четверть 2019/2020учебного года МКОУ «Тухчарская СОШ» Классы Количество учащихся 2-9 207 Отлич ники 28 Хорошисты 50 Не успевают - Успевае Качество мость знаний 100% 37,68% Итоги успеваемости и качества знаний за 4 четверть 2019/2020учебного года МКОУ «Тухчарская СОШ» Классы Количество учащихся Отличники Хорошисты Не успев ают Успевае мость Качество Знаний 2-11 216 26 54 0 100 36,11% Итоги успеваемости и качества знаний обучающихся МКОУ «Тухчарская СОШ» 2019/2020 учебного года (по классам) № ФИО классного п/п руководителя Бетмурзаева С.Р. На Не % Колич. На «4» % класс успева успева обуч. «5» и качества ют емости «5» 1б 15 100 1а 16 100 2б 24 1 12 0 100 54.4% 2а 16 5 3 0 100 53% 5 Абакарова З..М. Баймурадова Н.М. Дебирова Д.И. 3а 17 4 3 0 100 41.18 6 Мугадова Г.Ш. 3б 16 3 7 0 100 62.50 7 Багирчаева Р.М. 4а 17 5 5 0 100 59 8 Мисербулатова Р.М 4б 16 4 3 0 100 43.75 ИТОГО: 8 137 22 33 0 100 40 9 Дашуева Т.А. 5 22 0 7 0 100 31.81 10 Умаров И.М 6 22 1 4 0 100 19.1 13 Сайтыханова З.В. 7 18 0 2 0 100 25 16 Айдаева Ж.А.. 8 16 4 2 0 100 38 18 Туранчиева Т.Р.. 9 20 1 2 0 100 15 19 Абдурахманова Х.З. 10 8 3 2 0 100 62 20 Салимханова Т.М 11 4 1 2 0 100 75 ИТОГО: 7 110 10 21 0 100 28 1 2 3 4 Ильясова М.Х.. ИТОГО ПО ШКОЛЕ: 16 247 32 54 125 100 40.76 Успеваемость -100% Качество -40.76% Средний бал-3.56 Анализ результатов итогового контроля за 2019-2020 учебный год. Рекомендации: 1. Учителям начальных классов детально изучить итоги контрольных работ по математике русскому языку. 2. В целях повышения качества знаний во 2 – 4 классах наметить конкретные меры по ликвидации пробелов в знаниях учащихся по своим предметам, использовать в работе разноуровневые и дифференцированные задания, инновационные технологии, действенные формы и методы работы, учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика. 3. Не допускать нестабильности качества знаний, не допускать списывания; 4. Не допускать завышения оценок учащимся, объективно оценивать знания согласно нормативным данным и оценок. Вывод: 1. Учителям детально изучить итоги контрольных работ по математике и информатике, русскому языку. В следующей четверти уделить больше внимания на повторение тех тем, где допущены ошибки. 2. В целях повышения качества знаний наметить конкретные меры по ликвидации пробелов в знаниях учащихся по своим предметам, использовать в работе разноуровневые и дифференцированные задания, инновационные технологии, действенные формы и методы работы, учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ученика. 3. Не допускать нестабильности качества знаний, не допускать списывания; 4. Не допускать завышения оценок учащимся, объективно оценивать знания согласно нормативным данным и оценок. Анализ работы по подготовке и проведению государственной (итого ой)аттестации выпускников. Ответственность за организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации в 9-11 классах возложена на заместителя директора по УВР Дибирова Э.Р. Система работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. Основные направления работы администрации по подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Администрацией школы проведена следующая работа по подготовке к итоговой аттестации - изданы приказы директора школы по подготовке и проведению ЕГЭ, ОГЭ. - создан банк данных учащихся, обучающихся в 11,9 классах, -проведен выбор выпускниками предметов для сдачи экзамена. -оформлены стенды по подготовке учащихся к итоговой аттестации; - проведены родительские собрания совместно с учащимися 9-х и 11-х классов, с участием директора школы Сайтыхановой З.А. , заместителя директора по УВР Дибировой Э.Р.., по ознакомлению родителей и учащихся с процедурой проведения ОГЭ и ЕГЭ-19, о правах и обязанностях родителей и учащихся в рамках государственной (итоговой) аттестации; - на заседаниях школьных методических объединений рассматривались вопросы состояния работы по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и математике, а также анализировали результаты пробных школьных ЕГЭ и ОГЭ. В соответствии с планом проводились: Контроль за организацией повторения по предметам в 9 и 11 классах (сентябрь); Ознакомление учащихся, их родителей с нормативно – правовой базой по ЕГЭ и ОГЭ; Размещение информации по итоговой аттестации на сайте; Сбор и обработка информации о базе данных для проведения ЕГЭ (октябрь); Диагностические работы по предметам в 9 и 11 классах в формате ОГЭ и ЕГЭ (ноябрь); Родительские собрания в 9 и 11 классах; Оформлен стенд по подготовке к итоговой аттестации в 9 и 11 классах; Спланированы и проведены групповые консультации учащихся и проводятся индивидуальные консультации. В рамках психологического сопровождения учебно - воспитательного процесса учащихся 9, 11 классов в ситуации подготовки к государственной итоговой аттестации в новой форме в соответствии с планом были проведены следующие виды работ: Совещания при директоре по вопросам всесторонней подготовки педагогов, учащихся и их родителей к итоговой аттестации В ноябре, феврале проходили пробные экзамены. Каждый учитель-предметник выступил с информацией о подготовке учащихся школы к сдаче ЕГЭ. С родителями учащихся и с учащимися проведена работа по разъяснению сложившейся ситуации, спланирована деятельность по исправлению ситуации, направленная на недопущение столь низких баллов за работы в период написания последующих работ. Анализ результатов пробного экзамена позволяет сделать вывод о том, что очевиден целый ряд проблем в освоении учащимися школьного курса математики, русского языка в подготовке к итоговой аттестации по математике в формате ЕГЭ и ОГЭ. По результатам посещенных уроков все учителя-предметники на этапах урока выполняют задания из ЕГЭ и ОГЭ. На уроках анализируются наиболее часто встречающиеся ошибки при сдаче экзамена, проводится работа с проблемными заданиями. В 11 классе проведены репетиционные экзамены по русскому языку 2 раза, по математике 2 раза, по обществознании, истории, биологии, литературе, информатике- 1 раз. По результатам работ проведен подробный анализ и спланирована деятельность с учащимися в урочное и внеурочное время, направленная на ликвидацию типичных и индивидуальных ошибок учащихся. По результатам пробного ЕГЭ по русскому языку и математике была проведена работа по устранению типичных ошибок. Анализ сдачи ЕГЭ в 2020г МКОУ «Тухчарская СОШ» № 1 2 3 4 ФИО уч-ся Рус.яз. Дибирова Р.Р Дебиров И.И. Магомедалиева З.З Магомаев М.Г. Б 73 45 59 О 5 3 4 70 4 Матем (П) Б О Биол. история Б Б 34 О 51 27 О 3 3 3 Общес твоз. Б О 42 3 31 2 21 2 46 Литер. Б химия О Б Физи ка Б О О 15 14 2 44 3 2 3 Физика- «2»-1 ; Химия- «2»-1; Общество-«2»-2; Сравнительный анализ ЕГЭ за последние 3 года № Учебны Сдава Коли Коли Коли й год ли чество чество чество «5» «4» «3» 1 2 3 № 1 2 20171018г 20182019г 20192020г 17 1 6 4 2 1 Коли чество «2» Успевае мость % Каче ство% Предм етов 4 10 19 37% 12.5% 7 5 4 10 38% 9% 8 2 6 4 69% 32% 8 Сравнительный анализ ОГЭ за последние 2 года Учебны Сдава Коли Коли Коли Коли й год ли чество чество чество чество «5» «4» «3» «2» 20171018г 20182019г 17 6 15 10 Успевае мость % Каче ство% Предме тов 29 16 1 90% 0 6 31 14 0 100% 0 6 Мониторинг уровня работы учителей по результатам ЕГЭ в МКОУ «Тухчарская СОШ» № Ф.И.О. учителя Предмет Уч еб на я наг В каких классах работал Количество выпускников, сдававших экзамен Средний балл по предмету % Ус пев а- % Каче ство руз ка 1 Гамзатова З.Р 2 3 Багирчаев А.Г. Сайтыханова З.В. 4 Сайтыханова З.В. 5 6 7 Сулейманова З.Я. Сулейманова З.Я. Айдаева Ж.А.. Русский язык Физика История 24 5,6,11 4 по итогам ЕГЭ 2020г. 4 3 14 11 5-11 2 1 1.5 3 50 100 50 0 Обществ ознание Химия Биология Математ. проф. 9 5-11 2.5 50 0 12 24 28 8-11 8-11 5,7-11 0 100 100 0 80 0 4 1 1 1 0 3 3 ЕГЭ сдавали 4 выпускников 2020г и 2 выпускника 2019г. Получили документ об основном общем образовании-20 выпускников. Результаты муниципального этапа олимпиады школьников «Тухчарская СОШ за 2019- 2020 уч.год. № ФИО уч-ся Класс Предмет Место ФИО учителя 1 Джамалудинова С 10 2 Омарова К 10 3 Булаев Альберт 9 Право География Биология География Родной язык 3 1 1 1 3 Сайтыханова З.В. Абдурахманова Х.З. Сулейманова З.Я. Абдурахманова Х.З. Джамуева У.Г. Сравнительный анализ участия во всероссийских олимпиадах за последние 3 года № Учебный Всего Количество Количество Количество места в год мест в 1 мест 2 мест 3 мест республике районе 1м 2м 3м 1 2 2017-1018г 2018-2019г 14 16 2 7 7 4 4 3 1 1 1 - 3 2019-2020г 5 3 - 2 - - - Результаты муниципальных конкурсов в «Тухчарская СОШ за 2019-2020 учебный год. емо сти 100 85.6 № Проводимые мероприятия Сроки 1. «Ученик года» Февраль 2020г. 2. Районный конкурс «Учитель года» 3. 4. ФИО уч-ся, Результа т Ответственные Джамалудинова Сабина Г, 3 место Абдурахманова Х .З. 30.11.19г. Дебирова Д.И. 2 место Зам. по УР. «Шаг в будущее» 16.11.19г. Джамалудинова С.Х (10кл.) 3 место Абдурахманова в районе Х.З. «Золотые правила нравственности» Март 2020г. Учащиеся 4-х клссов. Участие в Республ ике учителя Сравнительный анализ участия в конкурсах за последние 3 года № Учебный Всего Количество Количество Количество год мест 1 мест 2 мест 3 мест 1 2 3 2017-1018г 2018-2019г 2019-2020г 3 3 4 1 1 1 1 1 3 Сулейманова З.Я. Места в республике 1м 2м 3м - - - 4.Ведение документация Классные журналы в 1-11классах проверялись в четверть один-два раза с целью выявления уровня выполнения образовательных программ. Контроль показал, что образовательные программы во всех классах выполнены в полном объеме, прохождение программ всеми учителями записано в полном соответствии с утвержденными рабочими программами. Журналы ведутся в соответствии с инструкцией. Сравнительно с прошлым учебным годом журналы стали заполнять чище, меньше используют штрих, меньше исправлений. (Справка прилагается) Результаты проверки ученических тетрадей показали, что в основном соблюдается норма слов в классных и домашних работах, используются различные формы контроля и виды работ, тетради проверяются ежедневно, все тетради подписаны. По каждой проверке были составлены справки, в которых отражались результаты проверок, даны рекомендации по устранению замечаний и недочетов, с которыми все педагоги были ознакомлены. (Справки прилагаются) В ходе проверки поурочных планов было установлено, что учителя в целом владеют методикой разработки поурочных планов. Поурочные планы в целом соответствуют типу запланированного урока. Разработка планов ведется на основе календарно-тематического планирования. Учителя планируют работу, связанную с актуализацией знаний учащихся, владеют вопросами целеполагания, соблюдаются структурные элементы урока. Учителя используют рукописный или печатный варианты написания поурочных планов. Во всех проверенных поурочных планах указана тема урока, дата проведения урока, цели урока, основное содержание урока. Прослеживается соответствие поурочных планов записям в классных журналах и календарно-тематическому планированию. Однако в ходе проверки выявлено , что учителя не планируют индивидуальную работу со способными и слабоуспевающими учащимися. 5.Задачи работы коллектива по повышению качества знаний учащихся на 2020-2021 уч.год: 1. Корректировать планы и программы в условиях обновления содержания образования и перехода на федеральные государственные образовательные стандарты. Информационное сопровождение учителей на этапе освоения ФГОС. 2. Совершенствовать формы работы с одаренными и талантливыми детьми, через формирование портфолио ученических достижений повысить качество образования на всех ступенях обучения, увеличить процент детей, участвующих в предметных конкурсах и олимпиадах, повысить результативность участия в интеллектуальных конкурсах и предметных олимпиадах. 3. Формировать исследовательские умения и навыки обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности, предоставлять им оптимальные возможности для реализации индивидуальных творческих запросов через активизацию работы по организации проектно-исследовательской деятельности. 4. Сохранить результаты итоговой аттестации через систематический контроль над состоянием успеваемости и посещаемости учащихся выпускных классов, через использование современных форм и методов обучения. 5. Создать условия для повышения профессиональной компетентности педагогов через их участие в профессиональных конкурсах, создание авторских педагогических разработок, проектноисследовательскую деятельность, обучающие семинары и курсовую подготовку. 6. Обобщать и распространять положительный педагогический опыт творчески работающих учителей через организацию взаимопосещений, открытых уроков, мастер-классов, через проведение методической недели. 7. Воспитывать культуры здорового образа жизни через организацию спортивно-массовой работы, обеспечение индивидуального подхода, минимизирующего риски для здоровья в процессе обучения.